Методология оценки интернационализации

Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Методология оценки интернационализации

 

 

Вводные положения

Анализ существующих подходов к оценке уровня (качества) интернационализации позволяет сформулировать несколько исходных положений:

 

1) выбор индикаторов должен определяться задачей, стоящей перед участниками проекта: 

общий анализ ситуации;

сравнительная оценка уровня / качества интернационализации вузов;

рейтингование.

В рамках проекта, мы не предполагаем рейтингование, но должны осуществить общий анализ ситуации, а также получить сравнительную оценку качества интернационализации вузов.

2) выбор индикаторов должен определяться возможностями сбора данных;

3) методология анализа не может ограничиваться только количественными индикаторами, более объективная оценка предполагает опору, как на качественные, так и на количественные данные.

4) Метод сбора данных: самоанализ (отчеты ведущих университетов) и опросы (формы)

 

Опыт оценки, накопленный в других странах и регионах, указывает на значительные ограничения индикаторов. Они не являются измерителями результата, но указывают на возможные результаты. От латинского indicare’ – “намекать на”.  Это еще одна причина, по которой необходим качественный анализ.

Кроме того, принято выделять,  на что направлен анализ: оценку  используемых ресурсов (input), и результатов (outputs), или эффекты (outcomes). Поскольку ресурсы и результаты тесно связаны между собой иногда один индикатор может быть отнесен и к ресурсам и к результатам. Например, процент иностранных преподавателей и исследователей может рассматриваться как результат соответствующей кадровой политики и выделения финансирования, но одновременно является ресурсом для формирования международных исследовательских проектных групп и привлечения зарубежного финансирования.

Поэтому в нашем случае, как и во многих других системах и методологиях целесообразно использовать индикаторы, позволяющие сформировать  оценку  как используемых ресурсов (input), так и результатов (outputs).

И еще одно важное условие: согласие университетского сообщества по системе оценивания  (методология, индикаторы, процедуры) и общее понимание содержания того или иного параметра. 

 

Параметры качественного анализа

 

            Качественный  анализ является  наиболее распространенным методом оценки уровня (качества) интернационализации. Преимущественно качественный анализ, опирающийся на самооценку и внешнюю оценку используется в:

IQR - Internationalisation Quality Review, осуществляемом с 1999 г. Программой Институциональное управление в высшем образовании ОЭСР совместно с Ассоциацией европейских университетов и Ассоциацией академического сотрудничества;

The Internationalization Review Process, осуществляемом Американским советом по образованию;

Nuffic tool for Mapping Internationalization (MINT)

Подходе, предложенном в рамках проекта Developing Evaluation Criteria to Assess the Internationalization of Universities (final report), реализованного при поддержке университета г. Осака.

           

Основные аспекты качественного анализа, неизменно присутствующие в большинстве систем включают:

1. Наличие ясно сформулированной стратегии и плана развития интернационализации.

2. Интеграция  стратегии и плана развития интернационализации в стратегию развития университета.

3. Уровень руководства, ответственного за данное направление, и уровень вовлеченности в проект первых лиц университета.

4. Качество управленческой инфраструктуры: международные подразделения: их количество, качество персонала, структурное соответствие задачам,  уровень координации.

5. Качество информационной поддержки процесса интернационализации: сайт на иностранных языках, участие в выставках,  организация маркетинговых мероприятий, публикации и презентации результатов исследований …

6. Качество консультационной и организационной поддержки мобильности: специальные структуры для работы с иностранными абитуриентами и студентами.

7. Качество бытовой инфраструктуры: общежития, медицинские услуги, страховки, питание…

8. Ресурсы, выделяемые на международное сотрудничество: мобильность студентов, сотрудников ППС, исследователей университета, проекты, двойные дипломы, конференции, гранты для иностранных учащихся, гранты для иностранных исследователей.

9. Кадровая политика, формирующая стимулы для развития лингвистических и других компетенций, необходимых для успешной интернационализации.

10. Система стимулов для участия в / разработки и реализации международных исследовательских проектов, подготовки совместных публикаций.

11. Кадровая политика, направленная на привлечение в университет ведущих зарубежных ученых и лучших преподавателей.

12. Участие в международных сетях.

 

Использование качественного подхода не означает, что в анализ не включаются количественные индикаторы, они дополняют evidence base, и раскрывают вышеперечисленные аспекты анализа. Примером подобного сочетания глубокого качественного анализа, полученного на основе самоанализа, и  количественных показателей является  Nuffic tool for Mapping Internationalization (MINT).

Параметры количественного анализа

Значительный опыт разработки и использования количественных индикаторов накоплен в Германии.

CHE Consult совместно в немецкими университетами  реализовал проект, направленный на выработку индикаторов интернационализации, с учетом их надежности, объективности, измеримости и возможности формирования рейтингов. Результаты представлены в докладе Brandenburg, Uwe / Gero Federkeil: How to measure internationality and internationalisation of higher education institutions. Indicators and key figures. Germany. 2007.

Всего было выделено 186 ключевых индикаторов, 162 относятся к измерению ресурсов и процессов, 24 – к измерению результатов. 69 – дают общую характеристику, 45 – качество интернационализации исследований, 72 – интернационализацию образовательных процессов. По ним получены данные, апробированы методология и  индикаторы. Методология включает качественный анализ наряду с количественными параметрами.

Полный список индикаторов представлен в  разделе полезные ссылки. Здесь приведены только индикаторы результатов:

Исследования

Результаты исследований

102) Количество международных публикаций на одного исследователя

103) Количество цитирований на одну статью

104) Количество международных публикаций на одного исследователя и количество международных цитирований в соответствии со стандартом измерения по CWTS

105) Количество высоко цитируемых авторов в соответствии с Thomson

106) Соотношение количества высоко цитируемых авторов к общему количеству исследователей

107) Количество выступлений на международных конференциях на одного профессора/исследователя

108) Количество международных патентов на одного профессора/исследователя

 

Молодые исследователи

109) Количество докторских (Здесь и далее в индикаторах имеются в виде степени PhD), защищенных в зарубежных университетах или количество молодых исследователей с дипломами зарубежных университетов

110) Соотношение количества докторских, защищенных в зарубежных университетах или количество молодых исследователей с дипломами зарубежных университетов к общему количеству докторских степеней

111) Количество двойных докторских степеней

112) Соотношение количество двойных докторских степеней к общему количеству докторских степеней

113) Количество молодых исследователей с докторскими степенями в международных исследовательских проектах

114) Соотношение количества молодых исследователей с докторскими степенями в международных исследовательских проектах к общему количеству молодых исследователей с докторскими степенями

 

Обучение

Выпускники  (Бакалавры/магистры/аспиранты рассматриваются отдельно)

176) Количество студентов с совместными или двойными / многосторонними дипломами

177) Соотношение количества студентов с совместными или двойными / многосторонними дипломами к общему количеству студентов

178) Количество иностранных студентов

179) Соотношение количества иностранных студентов к  общему количеству студентов

180) Соотношение количества иностранных студентов первого года обучения к общему количеству студентов первого года обучения

181) Процент иностранных выпускников включенных в ассоциацию выпускников по прошествии 3 лет после  получения диплома

182) Наличие информации о профессиональном развитии выпускников

 

Международная репутация

183) Соотношение количества зарубежных абитуриентов к общему количеству абитуриентов

184) Количество иностранных студентов желающих принять участие в специальных курсах и летних школах

185) Соотношение количества иностранных студентов желающих принять участие в специальных курсах и летних школах к общему количеству имеющихся мест

186) Соотношение количества иностранных студентов желающих принять участие в специальных курсах и летних школах к общему количеству  курсов

 

Предложенная методология и индикаторы могут быть частично использованы для разработки системы сравнительной оценки уровня и качества интернационализации ведущих российских и зарубежных университетов.

Эти индикаторы были использованы для разработки инструментария (toolbox), большого европейского проекта Indicators for Mapping and Profiling Internationalization, реализуемого    в настоящее время при поддержке ЕС.

Инструментарий должен дать возможность университетам определить уровень интернационализации, соответствующий его институциональным целям; выбрать свое направление (свой профиль) интернационализации,  сопоставить свой уровень интернационализации с уровнем других университетов. Направления интернационализации включают:

1) повышение качества образовательной деятельности;

2) повышение качества исследовательской деятельности;

3) подготовку студентов к жизни и работе в межкультурном и глобальном мире;

4) повышение международной репутации;

5) предоставление услуг обществу и вовлеченность в развитие сообщества.

 

По каждому направлению выделены индикаторы по 9 категориям:

1: Студенты

2: Преподаватели и исследователи

3: Административные подразделения

4: Финансирование

5: Учебный процесс и академические услуги

6: Исследования

7: Продвижение и маркетинг

8: Не академические услуги, кампус, социальная сфера

9: Другое

 

В ряде случаев они повторяются, но могут иметь разный уровень значимости для различных направлений интернационализации. Безусловно, что направления не находятся в противоречии, и в стратегию интернационализации могут быть включены в совокупности.

В настоящее время инструментарий разработан и находится в процессе апробации. Приглашаем Вас зарегистрироваться на сайте проекта и пройти по индикаторам, продумав свой выбор.

Полный список всех индикаторов с указанием их значения для различных направлений интернационализации по итогам пилотного этапа представлен в разделе полезные ссылки.

 

Основные этапы работы:

1) Подготовить и представить в рамках первого семинара обзор различных методологии и пройтись по индикаторам. Осуществить отбор индикаторов для анализа не узким кругом экспертов, а более широким сообществом.

2) Осуществить выборку данных и показателей, присутствующих в отчетах и формах.

3) Осуществить анализ данных, представленных в отчетах по качественным параметрам. Обсудить полученные по итогам анализа отчетов и форм результаты.

4) Сопоставить полученные качественные и количественные результаты с ключевыми количественными индикаторами и качественными параметрами зарубежных методологий оценки интернационализации.

Выявить,  каких параметров нет в программах развития и отчетах. И как это влияет на качество развития международного сотрудничества в научной и образовательной деятельности.

5) Определить, какие параметры являются сигналами и стимулами развития международного сотрудничества в научной и образовательной деятельности, развития экспорта. Обсудить, какие индикаторы могли бы быть включены на следующем этапе.

6) Сформировать и обсудить комплексные предложения по системе бенчмаркинга.

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»