Федеральные университеты

Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Федеральные университеты

 

 

                             Опыт создания федеральных университетов

 

В Российской Федерации проектирование федеральных университетов, как нового вида высших

учебных заведений, заложено в рамках инициированного 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО). В рамках данного проекта Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 1518-р и от 23 ноября 2006 г.
№ 1616-р созданы первые федеральные университеты - Сибирский и Южный федеральные университеты (далее – СФУ и ЮФУ), на базе которых формировался первичный опыт деятельности вузов нового вида. Каждый университет получил на реализацию своих программ развития в 2007-2009 годах около 6 млрд. рублей. Кроме того, помимо федерального финансирования в проектах предусматривается активное участие бизнеса и региональных властей.

Южный федеральный университет создан на базе Ростовского государственного университета путём присоединения Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета. Сибирский федеральный университет создан на базе Красноярского государственного университета путём присоединения Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета и Государственного университета цветных металлов и золота. Переименование и реорганизация этих образовательных учреждений были проведены в 2006 году. Анализ ситуации на Юге России определил выбор пяти приоритетных областей научной и образовательной деятельности в развитии ЮФУ: наноматериалы, нанотехнологии, устройства и системы на их основе; биотехнология, технологии живых систем, экологическая безопасность; информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы; морская, авиационная и ракетно-космическая техника, радиотехника, автоматика и управление; проектирование и дизайн изделий, архитектурной среды, землеустройство и кадастр; гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и толерантных социо-экономических сообществ в полиэтническом регионе России.

Сибирским федеральным университетом выделены 6 приоритетных областей научной и образовательной деятельности (инженерная физика; химия новых материалов и материаловедение; биофизическая экология и биотехнология; космические и информационно-коммуникационные технологии; геотехнологии; региональная экономика и управление человеческим капиталом) и 13 укрупненных групп направлений и специальностей подготовки кадров, что обеспечивает научное и кадровое сопровождение основных направлений социально-экономического развития территории Сибири. Такой подход тесно увязывает образовательные, научные и социально-экономические приоритеты и определяет портфельную стратегию СФУ, построенную на матричном принципе управления: реструктуризацию действующих институтов в новые факультеты с переходом на многоуровневую систему подготовки; создание института фундаментальной подготовки, центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием, совместных с бизнесом ресурсных центров и центров компетенций, общеуниверситетских структур управления, а после 2010 года полномасштабный запуск технопарка СФУ, бизнес-инкубатора, Центра стратегических исследований стран Шанхайской организации сотрудничества, Исследовательского центра проблем человека.

В вузах были сформированы центры коллективного пользования (далее – ЦКП) для образовательного процесса и проведения исследований, центр высокоскоростных вычислений на базе суперкомпьютера, созданы ресурсные центры и специализированные учебно-научные лаборатории.

Следствием проведенных в данной области мероприятий в обоих университетах явились расширение спектра научных исследований, значительное увеличение числа публикаций в международных научных журналах (в частности, для СФУ – в 3,5 раза), рост объема выполненных  договорных НИР с предприятиями (для ЮФУ – на 45 процентов), увеличение числа грантов, выигранных сотрудниками и преподавателями (для СФУ – в 6,6 раза), рост количества студентов, работающих по исследовательским договорам (для ЮФУ – на 25 процентов).

В СФУ подготовлен и проходит утверждение Генеральный план строительства университета. Он предусматривает, в том числе, сооружение новой библиотеки на 900 тыс. томов, учебно-лабораторных корпусов и общежитий. На сегодня отремонтировано более 60 тыс. кв. м учебных площадей, введены в эксплуатацию два учебно-лабораторных корпуса общей площадью около 30 тыс. кв. м, одно общежитие квартирного типа на 700 мест, выполнено благоустройство территории нового кампуса. Ведется строительство учебно-лабораторного корпуса Института нефти и газа (сдача в августе 2010 г.) с привлечением 0,7 млрд. рублей.

В ЮФУ реализуется комплекс работ по проектированию, капитальному ремонту и модернизации аудиторного и лабораторного фондов, объектов социальной инфраструктуры, капитальному ремонту зданий и коммуникаций 13-ти общежитий, ремонту около 14 тысяч кв. м площадей объектов социальной инфраструктуры, внутренних электрических и противопожарных сетей в 19 учебных корпусах. За отчетный период создано 25 новых учебно-научных лабораторий. Капитально отремонтированы и модернизированы 374 лаборатории и аудитории общей площадью 23 тыс. кв. м.

Оба университета оснастили учебные аудитории  мультимедийными средствами. Практически все учебно-лабораторные корпуса имеют высокоскоростное подключение к Интернету.

В обоих федеральных университетах успешно реализован проект «Электронный университет». Масштабные закупки в 2007-2008 годах вычислительной техники, периферийного оборудования, мобильных комплектов мультимедийного оборудования, оснащенных лицензионным программным обеспечением, средств конференц-связи позволили существенно изменить организацию образовательной и научной деятельности указанных вузов. Введение в строй электронных систем разработки учебной и организационно-распорядительной документации, бухгалтерского и кадрового обеспечения, удаленного доступа к необходимым базам данных всех структурных подразделений, использование электронной цифровой подписи обеспечили этой деятельности современный и высокоэффективный характер.

В СФУ около 700 преподавателей прошли стажировку и повышение квалификации в ведущих российских и зарубежных университетах и научных организациях. В качестве приглашенных профессоров к учебному процессу были привлечены 268 российских и зарубежных преподавателей. На решение задачи развития кадрового потенциала было направлено 489 млн. рублей.

В ЮФУ в 2007 и 2008 годах различные виды переподготовки, включая внутривузовские, прошли 4968 сотрудников. Особое внимание уделялось при этом молодым научно-педагогическим работникам. Их доля в общей численности сотрудников, повысивших квалификацию, составила более 25 процентов. Количество приглашенных профессоров превысило 130 человек. На развитие кадрового потенциала было расходовано 149 млн. рублей.

В целом университетам удалось создать новое поколение программ профессионального образования и профессиональной переподготовки в логике новых федеральных государственных образовательных стандартов. Сформированы необходимые условия для перехода к двухуровневой подготовке с приоритетом магистратуры, обеспечения академической мобильности студентов, развития их самостоятельной работы, реализации индивидуальных практико-ориентированных образовательных траекторий.

 

Формирование сети федеральных университетов

Системный характер деятельности по созданию сети федеральных университетов, как высших учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок, придал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. «О федеральных университетах».

В этом Указе дано поручение Правительству Российской Федерации:

а) о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов, в том числе их организационно-правовую форму, управления ими, разработки образовательных программ, а также условия осуществления и критерии эффективности образовательного процесса, способы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности;

б) о создании Дальневосточного федерального университета (далее - ДВФУ) и иных федеральных университетов (наряду с созданными Сибирским и Южным федеральными университетами).

Согласно Концепции создания и развития федеральных университетов, одобренной на заседании межведомственной рабочей группы, основной задачей государственной поддержки федеральных университетов является выведение на высокий качественный уровень деятельности образовательных организаций, способных взять на себя ответственную роль в организации, координации и методическом развитии систем профессионального образования в регионах, за сохранение и развитие их кадрового потенциала. Основными направлениями расходования выделенных бюджетных средств на реализацию Программ можно выделить следующие: модернизация образовательного процесса; модернизация научно-исследовательского процесса; укрепление материально-технической базы; развитие кадрового потенциала; модернизация структуры системы управления.

Объемы финансирования и формы государственной поддержки программ развития федеральных университетов предопределяются тем, что создание федерального университета рассматривается как крупный инвестиционный проект – дорогостоящий и продолжительный, требующий тщательной подготовки и расчета, реализующийся на принципах консолидации ресурсов и софинансирования, требующий эффективного и профессионального управления, и должно учитывать реальные экономические возможности государства.

Также предполагается многоканальное финансирование федерального университета. Средства федерального бюджета планируется выделять на финансирование исполнения государственного задания федеральным университетом как автономным учреждением в соответствии с действующим законодательством. Государственная поддержка программы развития федерального университета, утвержденной Правительством Российской Федерации, может осуществляться в различных формах, устанавливаемых как для данного вида образовательных учреждений в целом, так и индивидуально.

Вторым каналом являются средства бюджетов других уровней, поступающие в федеральный университет в порядке оплаты услуг, работ и продукции, производимых в рамках программ социально-экономического развития территорий и регионов в составе федерального округа.

Третий канал – это привлеченные средства от всей совокупности собственной, разрешенной законом деятельности, включая сотрудничество с бизнесом, участие в различных программах, доходы от целевого капитала и создаваемых в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ.

Предполагается, что доля доходов федерального университета по второму и третьему каналам должна составлять до 30-40% в его консолидированном бюджете.

Основными ожидаемыми результатами от создания федеральных университетов в округах, реализации их программ развития являются: адекватное кадровое и научное обеспечение социально-экономического  развития  стратегически важных территорий России; создание дополнительных предпосылок для развития экономики территорий, регионов в составе федеральных округов и деятельности федеральных  университетов; более высокая доступность качественного профессионального образования и возможность занятий высокой наукой в федеральных округах; отработанные механизмы обеспечения экономической устойчивости учреждений высшего профессионального образования на основе актуализации их деятельности и более тесного и ответственного участия в социально-экономическом развитии территорий, регионов в составе федеральных округов; реальное формирование группы учреждений высшего профессионального образования качественно нового вида.

 

На основании предложений губернаторов субъектов Федерации, подкрепленных проектами программ создания федеральных университетов в регионах, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации подготовлены указ Президента Российской Федерации и Распоряжения Правительства Российской Федерации о создании новых федеральных университетов.

21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах". В этих округах будут созданы 5 новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.

На основании Распоряжений Правительства РФ целью создания новых университетов является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Стратегическая миссия федерального университета - формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Федеральный университет реализует эту миссию, организуя и координируя в федеральном округе работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов в его составе квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения. Поэтому основные направления развития федеральных университетов это:

·       подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;

·       создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;

·       проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук;

·       развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах.

 

На сегодня созданы еще пять федеральных университетов. Северный (Арктический) федеральный университет создан на базе Архангельского государственного технического университета; Приволжский федеральный университет - на базе Казанского государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина, Уральский федеральный университет - на базе Уральского государственного технического университета - УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина; Дальневосточный федеральный университет - на базе Дальневосточного государственного университета; Северо-Восточный федеральный университет - на базе Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова.

 

Текущее состояние дел по формированию сети федеральных университетов

Государственная поддержка программ развития федеральных университетов в 2010-2012 годах из средств федерального бюджета составит 18 млрд. рублей. Общая сумма финансирования программ развития федеральных университетов из всех источников до 2020 года планируется более 100 млрд. рублей, при этом софинансирование из средств субъектов Российской Федерации и иных источников должно  составить  40 % .

В результате реализации программ развития федеральных университетов до 2012 года:

доля магистров и аспирантов в общей численности лиц, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования составит 40%;

доля ежегодно обновляемых образовательных программ по профильным специальностям федерального университета в общем количестве образовательных программ составит 55%;

доля аудиторий, лабораторий и других объектов, оснащенных (переоснащенных) в ходе реализации программы развития современным учебным, учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием составит 40%;

доля студентов, выполняющих исследовательскую работу на уникальном научном оборудовании, в общей численности студентов составит 45%.

В 2010 году федеральные университеты в соответствии с программами развития проведут модернизацию научно-исследовательского процесса (порядка  1 975,4 млн. руб. федерального бюджета будут израсходованы федеральными университетами); совершенствуют инфраструктуру вузов - 1 861,4 млн. руб.; произведут значительную модернизацию образовательного процесса - 683,6 млн. руб., а также израсходуют 284,1 млн. руб. на развитие кадрового потенциала федеральных университетов.

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»